Сегодня Находке исполняется 70 лет. В день юбилея мы задали несколько вопросов главе Находкинского городского округа Борису Иннокентьевичу Гладких.
— Вы прожили в Находке практически всю взрослую, самостоятельную часть жизни. Что для вас Находка?
— Это мой любимый город. Это единственное место, где я хотел бы жить. Для меня, без преувеличения, Находка — это лучший город Земли. Я впервые попал сюда курсантом мореходки и… влюбился.
— В девушку?
— В город! Хотя тогда он был совсем не такой, каким стал через 10 — 15 лет, и каким его знаем мы все сейчас. Тогда большинство дорог были грунтовыми, в лучшем случае — гравийными. Много бараков, а нормальных, в нашем понимании, жилых домов ещё мало. Сопки все зелёные, а улицы и дворы — почти без зелени: только-только сажали деревья, которые сейчас ветвятся над домами. Мосты через речки и ручьи деревянные. Тротуаров почти не было. Словом, всё только начиналось. Всё ведь ещё строилось, и каким будет город, можно было только представить. Но у меня случилась что называется «любовь с первого взгляда». И когда выдалась возможность, я приехал в Находку, чтобы здесь жить. За всё это время ни разу не возникло мысли куда-либо переехать.
— Вы помните Находку, когда она только строилась, и можете сравнить, какой она стала. Что в ней изменилось, а что осталось таким же, как и прежде?
— Конечно, могу. Мне через несколько дней исполняется 75 лет, из которых более полувека живу в Находке. Я здесь ещё со времён расцвета социализма, и видел, как она менялась. Неизменным остаётся одно: Находка — это, прежде всего, порт. Более того, порт-то старше города: он начал работать на три года раньше, когда Находка была ещё посёлком. Именно с этого момента Находка стала активно строиться и развиваться. Так же, как и позднее строился посёлок Врангель вокруг порта Восточный. Он, к слову, первоначально был в составе Находкинского морского порта и назывался «Четвёртый район». И об этом надо всегда помнить.
— Вспоминая об истории Находки, что бы вы отметили в первую очередь?
— Развитие в 60 — 80-е годы. Я бы даже сказал — бурное развитие. Это во времена социализма был расцвет. В первую очередь, по экономике. У нас работали не только порты с максимальной загрузкой. Два судоремонтных завода были флагманами в отрасли. Приморский СРЗ ремонтировал суда рыбодобывающего флота, а это — сотни разнообразных кораблей. А Находкинский СРЗ ремонтировал суда Дальневосточного пароходства. Для понимания: пароходство было мощнейшим предприятием в своё время. Оно осуществляло «северный завоз», регулярные пассажирские рейсы с Камчаткой, Сахалином, Магаданом, Японией, обеспечивало перевозку грузов на международном рынке. То есть, объёмы и масштаб работ на этих двух заводах были колоссальными!
Далее. Не могу не упомянуть о строительстве Восточного порта. В истории Находки это одна из самых значимых страниц. Именно его запуск окончательно закрепил за городом статус крупнейшего на Дальнем Востоке транспортного узла. Я горжусь тем, что принимал участие в его становлении и развитии.
База активного морского рыболовства, БАМР — это было крупнейшее промысловое предприятие, более сотни судов, 15 тысяч работников. Его продукцию знали во всём Союзе и за рубежом. Благодаря БАМРу Находка из рыболовецкого посёлка в первой половине XX века стала крупным общепризнанным промысловым центром Дальнего Востока.
И, разумеется, экономический расцвет автоматически повлёк за собой инфраструктурное развитие. В те времена активно строилось жильё, школы, детские сады, поликлиники и больницы, дворцы культуры и спорта. Это всё было… невероятно! Будущее Находки виделось прекрасным, но…
— Но пришла перестройка, а затем распад Союза, да?
— К сожалению, да. Перестройка, возможно, в меньшей степени. А вот развал страны и «дикий рынок» в 90-е… Наверное, только порты Находки за всё это время смогли не только выжить, но и нарастить мощности. А вот остальная промышленность города… Например, оба судоремонтных завода долгое время были в упадке. О былой славе этих предприятий и речи не шло: судовладельцы ушли ремонтироваться в Корею, в Японию. Но, надо сказать, сейчас они постепенно поднимаются. Не так быстро, как хотелось бы, и тем не менее. Перспектива есть. Например, недавно НСРЗ получил большой заказ на строительство нескольких судов, который обеспечит загрузку предприятия минимум на несколько лет. А это и рабочие места, и хорошие зарплаты, и возможность модернизации производства. И Приморский СРЗ тоже работает, не сдаётся.
— Если бы не события 30-летней давности, какой могла быть Находка сегодня?
— Сейчас сложно сказать. Если бы не распался Союз… Если бы не 90-е, когда всё рушилось, когда каждый выживал, как мог. Если бы… Не хочу гадать.
— По большому счёту, активное развитие Находки закончилось именно в 90-е. А может ли в наши дни город получить новый импульс для развития и, в некотором роде, возрождения?
— Думаю, да, при определённых условиях. Надо понимать, что в советское время Находка строилась и развивалась не сама по себе. Это была многолетняя программа союзного правительства по созданию на Дальнем Востоке крупного порта — главного транспортного узла страны в АТР. Её реализация началась в конце 30-х годов и целенаправленно в течение полувека воплощалась в жизнь всей страной. Тот же Восточный порт: его строительство было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Одновременно с портовыми сооружениями возводилось жильё, школы, детские сады, поликлиника объекты соцкультбыта, Это была комплексная задача, которую в целом удалось решить.
Всё это возможно и сейчас. При одном условии: если будет реальная заинтересованной в этом руководства страны. Живой, свежайший пример — заказ на строительство промысловых судов на НСРЗ. Государство заинтересовано в возрождении судостроения на Дальнем Востоке и возврате лидирующих позиций, какие были у нашей страны в прошлом. Да, это только начало. Да, это долгий процесс. Но это делается, это уже реализуется.
— Это частный положительный случай или можно говорить об общей тенденции?
— Думаю, второе. Возьмём другой момент. Магистраль «Артём — Находка». Ремонт действующей трассы и строительство параллельной новой скоростной — это новый импульс и для крупных портовых предприятий Находки, и для развития туристической отрасли. А это — тут я уже рассуждаю как глава города — автоматически приведёт к росту рабочих мест и увеличению налоговых отчислений. И, следовательно, к большим возможностям для дальнейшего благоустройства города.
Я всегда говорил и говорю: Находка — это город, в котором хочется жить. Я верю в Находку. Верю, что наш любимый город обязательно будет таким же привлекательным для жизни, каким он был раньше. Верю, что молодёжь после учёбы будет с удовольствием возвращаться сюда, чтобы здесь жить, работать, заводить семьи. И потому искренне, от всего сердца желаю нашей Находке процветания!
Пресс-служба администрации
Находкинского городского округа
Press@nakhodka-city.ru