Новая эпидемиологическая реальность изменила систему здравоохранения и каждого человека. Запуск в гражданский оборот вакцин должен был вооружить страну против новой коронавирусной инфекции. Но необходимый коллективный иммунитет так и не был достигнут за это время. О том, как выглядела динамика прививочной кампании в Приморье в течение года, какие меры принимались властями и системой здравоохранения для расширения возможности вакцинации, что изменилось с вводом ряда ограничений для определенных категорий жителей, рассказала руководитель территориального органа Росздравнадзора по Приморскому краю Татьяна Нестеренко отраслевому порталу VladMedicina.ru
– Татьяна Серафимовна, с чего стартовала приморская хроника вакцинации?
– В 2021 год регион вошел с вакциной против коварного и непредсказуемого врага – новой коронавирусной инфекции. Еще в конце прошлого года в Приморье поступила первая отечественная вакцина «Гам-Ковид-Вак», которой прививались представители определенных профессий, в частности, медицинские работники. В январе 2021-го она стала доступна всем для защиты от опасных последствий COVID-19. Затем антиковидный арсенал пополнили «ЭпиВакКорона» и «КовиВак».
Сначала вакцинирование проводилось в медицинских учреждениях. И, надо сказать, первый поток пациентов не был активным. Однако с приближением лета и «третьей волны» новой коронавирусной инфекции увеличивалось количество людей, принявших решение об иммунизации. Постепенно во Владивостоке и по всему Приморскому краю наряду со стационарными наращивалось число мобильных пунктов вакцинации. Они разворачивались в Правительстве края, в торговых центрах разных районов городов и активно выполняли свою задачу.
И все же количество желающих пройти иммунизацию было недостаточным. Так, в сентябре прививочные пункты в Приморье были способны вакцинировать за сутки 11 900 человек, но фактически прививались лишь 3 500-4 000 граждан. Правительство, минздрав, лечебные учреждения края принимали все возможные меры для того, чтобы убедить приморских жителей защитить себя от опасной инфекции. Предлагались даже лотереи и дополнительные выходные, работодатели придумывали бонусы для своих работников, выплачивали им премиальные – все для того, чтобы люди прошли вакцинацию.
– Но наступил октябрь и мы получили новые рекорды по заболеванию…
– Да, осенью «третья волна» плавно перетекла в четвертую, и ситуация потребовала ужесточения мер. Была введена обязательная вакцинация для граждан, работающих в сфере медицины, образования, на транспорте. На многих предприятиях прививка становилась одним из условий продления трудовых отношений. В прививочных пунктах выстроились огромные очереди. Случались дни, когда за сутки в крае прививались более 15 тысяч человек.
– А какой эффект произвел час «Ч», наступивший 15 ноября?
– Как и прогнозировалось, введение QR-кодов при посещении кафе, фитнес-клубов, торговых центров, учреждений культуры либо предъявление справки о вакцинации стало самым сильным импульсом для прививки граждан.
– Татьяна Серафимовна, какие данные по темпам вакцинации на данный момент?
– К сожалению, они оставляют желать лучшего. Для достижения популяционного иммунитета необходим 80%-й охват взрослого населения. Сейчас план выполнен чуть более, чем на 70%.
– Как при этом выглядит эпидситуация в Приморье?
– Если в целом по России наблюдается снижение заболеваемости коронавирусной инфекцией, то в Приморье все еще идет подъем. Ежедневно фиксируется 460 и выше новых зараженных. Поэтому говорить о плато еще рано, а о снижении уровня заболеваемости в крае – тем более.
– Насколько заполнены стационары?
– За весь период пандемии COVID-19 сейчас развернуто максимальное количество ковидных коек: из отведенных 2 622 мест задействовано примерно 85%. Таким образом, напряженность не снижается. Дальнейшее увеличение коечного фонда пока не планируется, так как необходимо сохранить плановую и экстренную медицинскую помощь для пациентов с другими заболеваниями.
– Что можно сказать об уровне летальности от COVID-19 в Приморье?
– Несмотря на то, что он ниже, чем в среднем по РФ, тем не менее 4-6 человек ежедневно погибают от коронавируса и пневмонии. Больше людей стало поступать в больницы тяжелом состоянии и, к сожалению, остается высокой летальность в первые сутки.
– В то время, когда в «красных зонах» врачи борются за каждую человеческую жизнь, за стенами больниц идет другое противоборство – с мнением соцсетей…
– Это так. Движение акнтиваксеров – противников вакцинации – зачастую обретает даже агрессивные формы. Понятно, далеко не все одобряют введение ограничительных мер и обязательных прививок, в том числе для лиц старше 60 лет. Тем не менее они были вызваны неблагоприятной эпидемиологической ситуацией.
– Чем объяснить непримиримость антивакасеров?
– Одним из основных аргументов отказа от вакцинации они называют добровольность и ссылаются на Конституцию РФ. Однако не видят вторую сторону медали: и в Конституции РФ, и в федеральном законе о санитарном благополучии, и в законе об охране здоровья граждан есть другие статьи. Они говорят о том, что если складывается опасная ситуация, то вакцинация становится обязательной как для определенной категории граждан, так и для всего населения страны. Главный санитарный врач региона имеет все полномочия для того, чтобы ввести какие-то особенные требования и усилить меры. В настоящий момент Приморский край продолжает жить в режиме повышенной готовности.
– В соцсетях также можно прочитать и о том, что «привился и умер»…
– …а также о том, что российские вакцины не прошли клинических исследований. Это неправда. Каждая из вакцин была выпущена в гражданский оборот только после завершения всех этапов клинические испытаний. А что касается летальных исходов… В Приморском крае был случай, когда тяжелый трансмуральный инфаркт миокарда у мужчины совпал по срокам с вакцинацией. Обязательная в таких случаях иммунологическая комиссия досконально изучала прецедент и подтвердила отсутствие причинно-следственной связи между этими процессами. Вакцина не может вызвать инфаркт. Но, к сожалению, к мнению врачей не прислушиваются. А они говорят о том, что из всех пациентов, находящихся на лечении от COVID-19, более 90% заболевших – не привиты. Именно они переносят инфекцию в тяжелой форме.
– Встречаются ли откровенно ложные высказывания?
– Их более чем достаточно. Поэтому в ноябре 2021 года оперативный штаб Минздрава РФ поручил Росздравнадзору в случаях ложной информации антипрививочного характера передавать сведения в прокуратуру и следственные органы. Особенно если распространением занимаются медицинские работники. Поэтому сейчас территориальный орган Росздравнадзора по Приморскому краю выполняет и такую функцию.
– Татьяна Серафимовна, если в 2021 год мы вступали с одной вакциной, то сегодня возможности расширились.
– Да, ученые не останавливаются и разрабатывают все новые вакцины. Сегодня мы оперируем уже пятью российскими вакцинами. В мае 2021 года зарегистрирован однокомпонентный «Спутник Лайт», который рекомендуется применять при ревакцинации или через полгода после заболевания коронавирусом. В ноябре 2021 года Минздрав РФ зарегистрировал вакцину «Гам-Ковид-Вак-М», предназначенную для профилактики новой коронавирусной инфекции у подростков 12-17 лет. К концу декабря планируется ввод в гражданский оборот.
– Как сделать выбор?
– Решение о том, какой из вакцин воспользоваться, принимает врач после осмотра пациента и знакомства с его анамнезом – есть ли у человека хронические заболевания, стоит ли он на диспансерном учете, в какой стадии на момент вакцинации находится та или иная патология.
– Увеличилось ли количество жалоб на реакции после прививки?
– Специалисты территориального органа Росздравнадзора по Приморскому краю осуществляют фармаконадзор – отслеживают все нежелательные реакции на лекарственные препараты, в том числе на вакцины. Таких жалоб немного, но мы понимаем, что далеко не все обращаются к врачам. Поэтому призываем сообщать медработникам или вносить данные в «Дневник самонаблюдения» на портале Госуслуги, если испытываете нетипичные для вакцинации реакции – сыпь, отек гортани, тошноту, рвоту. Это очень важно для дальнейшего совершенствования вакцин и возможных изменений в инструкции лекарственных препаратов.
– Татьяна Серафимовна, снизилась ли нагрузка на медиков с появлением вакцин?
– Нагрузка на здравоохранение в 2021 году остается очень высокой. Количество заболевших значительно увеличилось, процесс вакцинирования также потребовал дополнительный кадровый ресурс. Да и «красные зоны» остаются реалиями наших дней. Все так же врачи работают в них сутками, невероятно устают и испытывают постоянный дискомфорт из-за защитной экипировки. Но если в прошлом году постоянно привлекалось внимание к их труду на пределе, в 2021-м градус интереса общества значительно снизился.
– Ваши прогнозы на следующий год?
– Судя по всему, он будет непростым, но у меня есть доля оптимизма. Количество привитых граждан все-таки растет, мы привыкаем к новым эпидемиологическим условиям. Сама жизнь показывает, насколько важно защитить себя и свою семью от опасности заболевания. Будет здоровье – будут и радость, и надежда в наших домах!