начальника управления образования Находки Натальи Бондаренко репутация руководителя сильного и жёсткого, требовательного и компетентного. Её уважают и побаиваются, к ней прислушиваются и на неё равняются. Эту уверенную в себе, эффектную женщину, кажется, невозможно застать врасплох. Она не делает поблажек в работе ни себе, ни коллегам, умеет ставить цели и добиваться их выполнения. И в этом коротком интервью лишь на вопрос о мечте руководителя сферы городского образования Наталья Бондаренко ответила не сразу. Потому что «розовые очки» не носит и считает, что у любой мечты должны быть шансы на жизнь. А значит – это уже цель, задача и поле для дальнейшей деятельности.
— Наталья Валерьевна, несмотря на финансовые трудности, задачу повышения качества образования никто не отменял. Как вы справляетесь с ней? Что здесь можно сделать на муниципальном, региональном, федеральном, школьном уровнях. И, в конце концов, много ли зависит от личности?
— А я бы не сказала, что в сфере образования такие уж глобальные финансовые трудности. Для меня, пожалуй, главная проблема – не хватает педагогов.
— А кадровый дефицит не вытекает из финансового?
— Нет. Причина в том, что педагог сегодня — профессия не престижная. В педагогические институты мало кто идёт. А молодые специалисты в муниципальном образовании не задерживаются по разным причинам. В Находке в школах и детских садах не хватает около 200 педагогов, это примерно 10-15 процентов от необходимого количества.
А деньги… Их, конечно, всегда не достаточно, нельзя сказать, что зарплаты у нас большие. Но они достойны тех, кто их получает. Возможность зарабатывать, а не получать у педагогов имеется. Одна из них — платные образовательные услуги. Они реально востребованы у родителей, можно работать. Педагоги уходят из школы по другим причинам – в плане эмоциональном, психологическом в школе сегодня работать крайне не комфортно.
— Даже для молодых специалистов, которые ещё полны энтузиазма?
— Для молодых тем более. В институте они получают идеальную картинку своей будущей работы, а в жизни всё оказывается немного по-другому. Это как рассматривать в инстаграм фотографии счастливого семейства – как всё красиво и гармонично! А на самом деле дети ещё иногда болеют, плачут и озорничают. Так же и в школе. Когда тебе дают класс в 25 человек, ты должен понимать, что все они разные. Со своими характерами, требованиями и способностями. Кроме того, к 25 ученикам прилагается ещё около 40 родителей, тоже со своими требованиями. Большинство молодых педагогов ещё не умеет выстраивать коммуникации с родителями, которые в основном старше их. Когда начинаешь разговаривать с теми, кто уходит из профессии, выясняется, что дело не в деньгах, а в том, что работа в условиях постоянного напряжения, необходимости отстаивать своё право на те или иные педагогические решения, а то и защищаться – не доставляет удовольствия. Человек шёл учить детей, хочет учить детей, но к остальному он не был готов.
— Кто же сегодня родители для школы – партнёры, помощники, контролирующие органы, клиенты, которые всегда правы?
— С точки зрения закона родители – участники образовательного процесса. Здравый смысл тоже говорит о том, что общая задача школы, учителей, родителей – вырастить ребёнка счастливым. Однако, слово «клиенты», пожалуй, точно характеризует сложившиеся отношения. К сожалению. А хотелось бы, чтобы были партнёрами. Я убеждена, что нельзя сделать своего ребёнка счастливым за счёт кого-то другого – чужого ребёнка или учителя. Сегодня манера разговора, требования к педагогам подчас идут вразрез не только закону, но просто здравому смыслу. Не все учителя готовы этому противостоять. Некоторым проще согласиться, другим – жить в состоянии постоянного дискомфорта. Специалисты постарше могут с этим справиться в силу жизненного опыта. А молодые очень болезненно реагируют на такой прессинг.
— Сколько молодых специалистов пришло в наши школы в этом учебном году?
— Шесть человек. На самом деле, потребность очень большая. Нужны учителя начальных классов, проблема с физиками, математиками, учителей английского языка не хватает – они уходят в частные школы. Хотелось бы решить проблему с воспитателями. Из-за кадровых проблем многим приходится работать на две ставки, а это прямая дорога к эмоциональному выгоранию. Да и для качества уроков нагрузка в 18, ну пусть 22 – 23 часа в неделю нормально. А когда по 30 часов – это уже печально…
— Как же получилось, что одна из самых прекрасных профессий на земле оказалась в таком положении?
— Мне кажется, учительство – это даже не профессия, а образ жизни. И не все готовы к такой жизни. И потом – у нас же очень сильно поменялось представление об учительстве. Посмотрите старые фильмы – «Весна на Заречной улице», «Большая перемена». И, к примеру, новый — «Географ глобус пропил». Это же всё представление общества об учителях, которое сказывается на их работе. Да и у самих педагогов тоже в голове и сердце образ школы из «Весны…», а по факту складывается совсем другое «кино».
— Это мы говорим о старшем поколении. А молодёжь? С какими представлениями о профессии они приходят?
— Мне кажется, главная проблема в том, что сегодняшние молодые специалисты, также как и школьники не всегда готовы подстраиваться под других. Выросло поколение потребителей. Они считают, что это мир должен подстраиваться под них. Между тем, люди, выбравшие профессию педагога, должны понимать, что это очень тяжёлая в эмоциональном плане работа. Их задача — узнать, понять, увидеть каждого из 25 детей, сидящих перед ними в классе. По-моему, учитель в какой-то мере сродни артисту, ему приходится играть разные роли, чтобы найти взаимопонимание, заинтересовать, заставить себя слушать. Институты, к сожалению, этому не учат, нет полноценной практики. Да и не приезжают почему-то к нам на практику студенты. Педагоги приходят на свои первые уроки, имея немного утопические представления об учениках: дети за парты сели, ручки сложили, ручку подняли… Как в кино. Их нужно просто заново учить, и здесь важна роль наставников, у которых такая нагрузка, что им не до молодёжи.
— А надбавки за наставничество, которые введены в прошлом году?
— Главное, чтобы это была не просто формальная работа. Тут всё зависит о того, как этот процесс организовать. Понимаете, профессиональные отношения в сфере образования очень изменились. Раньше сами педагоги приглашали коллег на свои уроки, а сейчас это редкость. Между тем, научиться учительству, не посещая занятия других специалистов, невозможно.
— Вы были на уроках в школах?
— Да, конечно. Причём, у меня сложилась своя система оценки. Когда на уроки ходят проверяющие, на мой взгляд, они не то смотрят. Они оценивают, как работает учитель. А я – как учат детей. Педагог может быть молодец, он свою задачу выполнил, а дети все эти 45 минут ничему не учились. Ну нет между ними связи. Мне же, как руководителю, нужно чтобы дети вышли с новыми знаниями. Это как магия театра – или сложилась эта невидимая связь между актёром и зрителями или нет.
— В Находке сегодня проходит конкурс проектной работы педагогов. Творческие группы учителей ищут пути решения наболевших проблем в своих школах. И это ваша инициатива – научить коллег использовать внутренние резервы для дальнейшего развития.
— А у нас нет других вариантов. Насадить требования, правила извне – не будет результата. А вот расти внутри себя, учиться друг у друга – это самое правильное решение. И когда я стала об этом говорить, многие школы пошли по этому пути. В своих проектах они должны были представить школьную проблему, проанализировать её и найти пути для решения, для достижения необходимого результата. А проблемы у всех разные – это и отсутствие контакта с родителями, и низкие результаты успеваемости в 9 классе или отсутствие у детей интереса к урокам литературы. В одной из школ поставили цель сделать свободный день для старшеклассников, освободить их от учебного процесса для подготовки к экзаменам, в другой сделать школу полного дня. В одной планируют вовлечь родителей в жизнь школы, в другой изменяют подход к организации учебного процесса для сокращения количества классов, обучающихся во вторую смену.
Сегодня проектная деятельность очень распространена. У нас даже в детских садах дети работают над проектами, недавно завершился конкурс «Почемучка». Но когда школьники для своих исследований дёргают кустками текст из интернета или мамы сидят с ним по вечерам – это не дело. Правильно – когда ребёнок действительно сам ищет проблему, анализирует, предлагает решение. Чтобы научить этому детей, нужно вначале научить учителя. Раскрою вам один секрет. В конце марта мы начнём участие в проекте «Школы городов России – партнёры Москвы». После того, как я сама прошла обучение в Москве по проектной деятельности и проявила высокую активность на семинарах, в общении с коллегами, именно Находка была выбрана одним из городов для этой программы. Причём, единственным в Приморье, самым удалённым от столицы и самым маленьким среди всех участников. Наши педагоги получат возможность бесплатно (!) познакомиться с самым успешным опытом организации образовательного процесса. Нужно ли говорить о том, что московское школьное образование ушло далеко вперёд? Конечно, нам есть чему поучиться у них, это отличная возможность увидеть перспективы, изменить что-то в своём отношении к работе, к образовательному процессу, сделать шаг вперёд.
— Мы немного поговорили о том, что есть и о том, что обязательно будет в наших школах. А можете поделиться своей профессиональной мечтой?
— Мечтой или целью?
— Цель – это то, что вы с вашим энтузиазмом и уверенностью обязательно сделаете, над чем уже, наверняка, работаете.
— Если говорить о мечте, которую пока не потрогаешь – хотела бы, чтобы удалённость Находки от центральной части России в наших школах не чувствовалось. Чтобы наши дети и педагоги не были обделены ни в технологиях, ни в материально-технической базе. Чтобы школы и детские сады достойно выглядели. Хотелось бы, чтобы качество нашего образования было конкурентоспособно при поступлении выпускников в любые вузы.
А если о мечте, которая уже стала целью – хотелось бы построить школу, красивую, современную. И организовать в ней всё так, чтобы доказать: можно при сегодняшних финансовых возможностях держать высокую планку и образовательного процесса, и комфорта, эстетики. Всё это зависит не от министра образования, Президента или Натальи Валерьевны. «Коммунизм в отдельном государстве» зависит от каждого, от того, что внутри у нас. Когда люди начнут это понимать, мечты будут сбываться.
P.S. В день, когда автор отправился с готовым текстом к собеседнику, чтобы получить согласие на публикацию, Наталья Бондаренко вышла на работу… в розовых очках.
— Наталья Валерьевна! Текст придётся переписывать!
Бондаренко смеётся:
— Да я действительно никогда не носила розовых очков ни в прямом, ни в переносном смысле. Это мне друзья подарили, чтобы я начала эту весну немножко с другим настроением, в других красках.
— И как впечатление?
— Вы знаете, отлично! Мир в розовых тонах мне очень даже понравился. Но мои мечты и цели от этого не изменились.
Татьяна Тузюк,
пресс-служба администрации
Находкинского городского округа