Как переносят новую коронавирусную инфекцию люди старшей возрастной группы, как избежать последствий заболевания и как не заболеть, рассказала в интервью главный врач госпиталя ветеранов войн, главный внештатный гериатр министерства здравоохранения Приморского края Ольга Агеева.
– Гериатрия – это новое направление в медицине?
– Это направление, которое занимается профилактикой и лечением пациентов старших возрастных групп, у которых, как правило, есть хронические заболевания.
В госпитале ветеранов войн предусмотрено целое отделение гериатрической помощи, оно начнет вновь функционировать, как только медучреждение вернется к привычному формату работы.
– А пока в госпитале лечат пациентов с новой коронавирусной инфекций?
– С апреля 2020 года госпиталь ветеранов был перепрофилирован под провизорный на 240 коек. К нам поступали пациенты с подозрением на COVID-19, при подтверждении заболевания пациенты перенаправлялись в другие стационары Владивостока. В этом году в госпитале есть и провизорное отделение, и основное отделение для лечения пациентов с подтвержденной коронавирусной инфекцией. За это время мы вылечили более 10 тысяч человек.
– Уникальный опыт медработников в лечении пациентов старшей возрастной категории помогает в борьбе с коронавирусом?
– Да, врачи обучены работе с такими пациентами. По статистике нашего госпиталя, более 60% пациентов с тяжелым течением коронавируса – это пациенты старших возрастных групп.
В целом, заболевание «молодеет», становится более жестким, активным и агрессивным. Но тяжелое течение превалирует именно среди пожилых людей. Зачастую это связано с наличием у них сопутствующих заболеваний, а кислородное голодание, которым сопровождается инфекция, приводит к их прогрессированию.
– Как выглядят шесть месяцев пациента после выздоровления?
– После перенесенного заболевания граждане должны находиться под наблюдением участкового терапевта в поликлинике или врача-гериатра. В настоящее время проводится углубленная диспансеризация для таких пациентов во всех поликлиниках Приморья.
Первые полгода – это опасный период, когда могут развиться отдаленные осложнения и на их фоне прогрессирование основного заболевания. Сейчас особо пристальное внимание уделяется пациентам старшей категории, перенесшим COVID-19. Высок риск инсультов, инфарктов, тромбоэмболических осложнений.
– Тяжесть заболевания новой коронавирусной инфекции зависит от возраста?
– 20% всех заболевших с клиническими проявлениями переносят COVID-19 в тяжелой форме с высоким риском неблагоприятного исхода. Как правило, в эту группу чаще всего попадают люди в возрасте 60 лет и старше. Среди таких пациентов к нам попадает много людей с сахарным диабетом, с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, пациенты с лишним весом. Они самые уязвимые для COVID-19. 80% неблагоприятных исходов – у лиц старше 80 лет.
– Сейчас врачи могут прогнозировать течение заболевания?
– Это всегда индивидуально. Есть примеры, когда пациент госпитализируется с поражением легких до 25%, это чаще легкое течение. Мы начинаем лечение по протоколам Минздрава РФ, но даже на фоне лечения болезнь может прогрессировать до 75%-100% поражения легочной ткани. А другому человеку эта же терапия помогает, и он эффективно восстанавливается. Поэтому индивидуальные особенности организма, наличие фоновых заболеваний играют большую роль в течении инфекции.
– Вакцинация при хронических заболеваниях возможна?
– Безусловно. Если заболевание в стадии ремиссии, нет обострения, тогда человек может смело пройти вакцинацию. Если есть вопросы или опасения, он может проконсультироваться с врачом.
Особенно важно вакцинироваться тем, в чьей семье есть пожилые люди. Молодые члены семьи могут принести болезнь в дом и сами перенести коронавирусную инфекцию бессимптомно, а вот пожилые родственники, вероятно, заболеют не в легкой форме, а с риском для жизни.
– А врачи госпиталя вакцинированы?
– Безусловно, 90% сотрудников вакцинированы. И аргумент только один: да, сотрудник может быть сразу госпитализирован, однако ни один врач не даст гарантии, что течение болезни будет легким, без осложнений и риска летального исхода.
Медики видят, какие поступают пациенты, видят постоянную загруженность реанимации, видят агрессивность инфекции. И делают прививками сами, убеждают в этом своих родственников.
– В госпиталь поступают вакцинированные?
– Да, поступают. Даже после двух прививок пациенты поступают в госпиталь, но заболевание протекает в легкой или средней степени тяжести, пациенты не попадают в реанимацию, выздоровление наступает быстрее и риски осложнений ниже.
В реанимацию попадают те пациенты, которые заболели в промежутке между прививками, то есть когда иммунитет не успел сформироваться, или на фоне COVID-19 началось обострение хронических заболеваний.
В нашем госпитале случаев, когда полностью вакцинированные пациенты умирали, нет.
– Пожилым людям стоит вакцинироваться?
– Я настаиваю на активной вакцинации. Тем более, что большинство отечественных вакцин разрешены людям пожилого возраста и имеют небольшой перечень противопоказаний.
Люди до госпитализации в стационар уверены, что никогда не попадут в те 20%, когда пациенты болеют в тяжелой и крайне тяжелой форме. Уже когда попадают в стационар и понимают, что не могут вздохнуть, перевернуться с боку на бок или поесть из-за нехватки воздуха, говорят, что надо было прививаться.
Мне, как врачу, странно видеть, что люди готовы пойти на такие риски для здоровья при доступности вакцинации. Прежде чем отказываться от вакцинации, каждый человек должен ответить себе на вопрос – готов ли он попасть в те самые 20% пациентов, которые лежат в реанимации или на ИВЛ, готов ли создать себе проблемы со здоровьем в будущем?
– Моральное состояние пациентов старшей возрастной группы, какое оно?
– Возрастные пациенты не просто волнуются, они находятся в шоке, так же, как и их родственники. Есть пациенты, которые никогда не лежали в больницах и ничем серьезным не болели. А тут – ковидный госпиталь, кислородная маска. Также особенность новой коронавирусной инфекции заключается в том, что она носит семейный характер, когда в палате лежат целыми семьями. Это тревожит и беспокоит.
Сам COVID-19 приводит к кислородному голоданию, который неблагоприятно влияет в том числе и на головной мозг, может запускать депрессивные состояния. Зачастую родственники не могут дозвониться до пациента, который просто не хочет ни с кем разговаривать, у него депрессия.
Зачем пробовать на собственном опыте такое заболевание? Ведь куда проще защититься прививкой, которая в России уже доказала свою эффективность и безопасность. Первые медики вакцинировались в сентябре прошлого года. Это как раз те специалисты, которые в «красных зонах» госпиталей помогают бороться с болезнью нашим пациентам.
Светлана Дмитриченко, minzdravpk@mail.ru
Фото – Александр Сафронов